Достопримечательности Тбилиси. Маршрут 2

В нашем втором маршруте нам придется немного походить в гору. Мы погуляем по Тбилисскому ботаническому саду, поднимемся на крепость Нарикала, дойдём до матери Грузии и спустимся по неприметной улочке в старый город. На пути нас ждут 2 водопада (в центре города!), красивейший сад, и отличные панорамные виды на город.

Достопримечательности Тбилиси. Маршрут 2

За годы изучения и покорения этого великого города мы наработали огромный опыт, которым с радостью готовы поделиться. Наш путеводитель по достопримечательностям Тбилиси разбит на 5 маршрутов. В каждом из них есть своя изюминка и все они совершенно разные.

Достопримечательности Тбилиси на карте:

Для удобства пользования мы сделали интерактивную карту в которой отмечены все 5 маршрутов, а так же кафе, рестораны и винные магазины, которые мы с радостью порекомендуем. Они разбиты по ценовой категории, чем темнее, тем дороже. Второй маршрут у нас отмечен зелеными метками и начинается с района легендарных серных бань. 

Ближайшие поездки в Грузию ищите в нашем календаре путешествий.

Путеводитель по Тбилиси:

Маршрут 1: Самый-самый

Маршрут 2: Горбатый

Маршрут 3: Сололаки, тени старого города

Маршрут 4: Европейский

Маршрут 5: Другой берег

Тбилиси. Маршрут 2: Горбатый.

Достопримечательности Тбилиси. Маршрут 2

Абанотубани. Наш второй маршрут начинается с Абанотубани (банный квартал), куда мы попадаем от площади Горгасали с одноименной улицы. Этот район действующих серных бань, с которого практически и начиналось строительство грузинской столицы. По преданию, серные источники обнаружил во время охоты грузинский царь Вахтанг Горгасали. Источники вытекали из горы Табори. У самого квартала было несколько имен: сначала он назывался, как сейчас называется весь город — Тбилиси. В XVII в. сюда из Персии переселилось племя сеидов и район стал называться Сеидабад (посёлок сеидов). Позже, в начале XVIII в. квартал стал называться — Харпух, что означает — насморк. По преданию, один беглец простудился в дороге, пришел сюда с насморком и приложился носом к камню у Банных Ворот, отчего насморк как рукой сняло. И весь город стал приходить сюда вымаливать излечение от насморка. Но в действительности Харпух не только Банный квартал, но и вся местность до Ортачалы. Вскоре район стал называться Банным. В целом банный квартал — это две улицы: справа — Ботаническая и слева — Гришашвили. Основные бани выходят на улицу Гришашвили, которая идет параллельно набережной, но несколько выше ее. Улица отделена от реки Куры жилыми домами и другими застройками.

Абанутобани Тбилиси

Серные бани Тбилиси

Памятник Нико Пиросманашвили. В начале района бань, посередине зеленого газона, на низком, почти плоском фундаменте установлен памятник Нико Пиросманашвили (скульптор Э. Амашукели, 1975 г.). Коленопреклоненный, босой художник прижимает к груди беспомощного ягненка.

Район серных бань в Тбилиси

Район Абанутобани. Тбилиси

Серные бани. Тбилиси издавна славится своими серными банями. Самым древним является баня царя Ираклия II. Из бань, расположенных на Банной улице, обращает внимание Орбелиановская (голубая) баня со стрельчатым фасадом и минаретами по бокам. Ее еще называют «Чрели абано» (пестрая баня) — название получила из-за пестрых изразцов, покрывающих портал. Восточные элементы на ее фасаде были внесены во второй половине XIX века. Все банные помещения находятся ниже уровня земли, перекрыты полукруглыми сводами и имеют естественное освещение через стеклянный фонарь над куполом. В старину время купания не ограничивалось, и люди, вымывшись, могли оставаться в бане хоть до рассвета. В банях горожане любили проводить свой досуг, давали званые обеды, кутили. Для женщин были отведены специальные дни. Городские свахи нередко устраивали здесь смотрины. Великий русский поэт А.С. Пушкин говорил, что никогда в жизни не получал такого удовольствия, какое он получил в тбилисских серных банях. Такое же неизгладимое впечатление оставили бани в душе Александра Дюма: «Вся моя усталость пропала», — говорит он, — «Я готов идти в горы и покорять вершины». А спустя сто лет другой русский писатель Алексей Толстой утверждал, что «сидя в мраморном бассейне, человек чувствует себя не то Помпеем, не то Лукуллом». Говорить можно долго о чудотворной силе источника, но лучше приехать и попробовать его чудотворное, целебное свойство на себе.

Мечеть. Ботаническая улица с узкими тупичками, ступенчато расположенными двориками, весьма характерна для улицы, поднимающейся по горному рельефу. На повороте, в ее средней части, стоит единственная действующая мечеть с минаретом под бело-голубым куполом, которая была построена в 1864 г., на месте старой мечети. До прихода советской власти в Тбилиси стояла еще одна мечеть — шиитская, построенная Шахом Аббасом на краю моста Метехи, которую разрушили в 1950 году. После этого все тбилисские мусульмане исполняют намаз вместе, в сунитской мечети. Это беспрецедентный случай, когда, несмотря на религиозные противоречия, шииты и суниты ходят молиться в одну мечеть.

Мечеть Тбилиси

Мечеть Тбилиси ночью

Тбилисский ботанический сад. За мечетью простирается на многие квадратные километры Ботанический Сад. Он расположен в ущелье Цавкис-Цкали, между Таборским и Сололакским хребтами и на их склонах. Сад создан на базе существовавшего с 1625 г. дворцового («крепостного») сада. Здесь круглогодично цветут растения, с высоты 40 м падает водопад, а через речку перекинут заросший цветами мостик.

Ботанический сад Тбилиси

Ботанический сад Тбилиси

Нарикала. На вершине Сололакского хребта находятся развалины Нарикала («Неприступная крепость»). Она видна отовсюду, куда ни пойти по старому Тбилиси. Место для строительства крепости выбрано на редкость удачно: дорога, идущая вдоль русла Куры, «обстреливается» насквозь. Отсюда видно, что Тбилиси и задумывался как военная база для контроля за дорогой. Уникальное стратегическое расположение заметили как местные правители, так и иностранные захватчики. И те, и другие превратили Нарикалу в свою резиденцию, штаб-квартиру. Нарикала — самая первая крупная постройка в Тбилиси. Издалека видно, что крепость занимает вершину горы и сползает вниз, к другой более маленькой вершине. Техника строительства стен поражает всех — мощные булыжники, перемежающиеся большемерным кирпичом. Местами на башнях можно разглядеть замысловатый декор, выложенный из кирпича. Прясла стен сделаны короткими через несколько метров. Зубцы стен уцелели не везде. Перед крепостью стоит одинокая башня, через которую, возможно, осуществлялся въезд. Эта башня почти спускается в квартал теплых источников. Из системы фортификационных сооружений на южной стороне господствует высокий четырехугольный донжон — Стамбульская башня с обвалившейся верхушкой. Она возведена во второй половине XVI века и название Стамбульской получила в период короткого турецкого владычества, во время которого турки заключали в башню непокорных горожан. На западной стороне, выходящей к единственно пологому склону гребня, находится мощный остов башенного форта Шах-Тахти (с персидского — трон шаха). В нем еще в VII-IX веках помещалась обсерватория. Возникновение этой цитадели относят IV в. н. э. Ранее крепость называлась Шурис Цихе — Крепость Зависти. Современное название получила в период монгольского нашествия — «Нарикала» происходит от «Нарын-Кала», где «кала» арабского происхождения и означает «крепость», «укрепление», а «нарын» (малый) — монгольского — то есть Малая Крепость. Строительство цитадели начато по приказу Вахтанга Горгасали (IV-V века). Но особенно масштабно расширили ее арабы в VII-VIII веках. Прямо в цитадели, в нижней крепости, находится храм св. Николая. Он возник на рубеже XII-XIII в, недавно полностью востановлен. Храм на месте нынешней постройки существовал как минимум с 1122 года, когда в резиденцию бывшего эмира въехал Давид Строитель. А прежде, как нам представляется, на месте храма должна была стоять эмирская мечеть.

Канатная дорога на Крепость Нарикала

Канатная дорога на Крепость Нарикала

Статуя «Мать Грузии». В руины древней крепости Нарика­ла упирается про­ложенная в 1935 году по гребню прогулочная ал­лея (сололакская). Здесь расположе­на многометро­вая статуя «Мать Грузии». Это сим­вол легендарно­го духа грузинс­кого народа. 20 метровая статуя женщины в наци­ональном платье возвышается над городом. В одной руке она держит чашу с вином для гостей, которые с добрым намерением приезжают в Грузию, в другой руке она держит саблю для врагов. Статуя была воздвигнута в 1958-ом году по проекту скульптора Элгуджа Амашукели.

Статуя мать Грузии

Статуя мать Грузии. Фото София Вергун

Атешга. Чуть правее от Нарикала, рядом с монументом «Мать Грузии» сохранились развалины кирпичного сводчатого строения. На этом месте издревле стоял храм огнепоклонников. Храм называется Атешга. Это название происходит oт персидских слов «атеш кяде», что означает «храм огня». Атешга, по-видимому, установлен в V в. Известно, что персы были огнепоклонниками. Арабы, как и персы, которые пришли после них, были уже мусульманами. Тем не менее, храм не трогали, вероятно, из суеверного ужаса, а вовсе не из желания сохранить «памятник старины». Однако запрет нарушили в 1720-х турки, которые немало покуражились над храмом. Тут мнения расходятся: одни говорят, что они полностью разрушили здание, и построили на его месте мечеть. Другие считают, что они переделали его под мечеть. Так или иначе, после изгнания турков мечеть упразднили, а седые руины опять предоставили сами себе. За столетия, это здание, потеряв свою функцию, не раз измененную и, наконец преобразованное в мечеть в 1724 захватчиками турками, было покрыто кирпичным сферическим куполом, хорошо видимым на старых фотографиях. Атешга, как остаток прошлого, был защищен и сохранен грузинскими царями. Этот факт — яркое свидетельство старой традиции религиозной терпимости и мудрой государственной политики, определенной хорошим пониманием исторической действительности в стране.

Вифлеемская  церковь.У подножия крепости Нарикала с север­ной стороны, в квартале Клдис убани (в пе­реводе — квартал скалы) находится Вифлее­мская церковь. Она была основана при ца­ре Вахтанге Горгасапи в V веке. Церковь подверглась многочисленным изменениям и реконструкциям, которые значительно из­менили ее оригинальный проект. После уп­разднения русской церковью грузинской автокефалии, она была куплена армяна­ми, и там был основан армянский женский монастырь. Поскольку в последний период монастырь практически не функционировал, в 90-х годах церковь была возвращена грузинской патриархии.

Вифлеемская церковь Тбилиси

Вифлеемская церковь Тбилиси

Вифлеемская улица-лестница. Здесь же начинается Вифлеемская улица-лестница, которую тбилисцы называют Петхаинской. Ее проект разработал губернский архитектор Т. Белой в 1850 г. Спустившись по Петхаинской лестнице, мы окажемся на улице Асатиани. У Хлебной площади, на улице Вифлеема, не забудьте заглянуть в подъезд старого деревянного дома с цветными витражами (ул. Вифлеема №3). Дом построен в середине XIX в., и частично отреставрирован 2004 г. У Хлебной площади, выйдем на ул. Иерусалима. Оттуда можно выйти на улицу Котэ Абхази. И здесь вы увидите стоящие в непосредственной близости две церкви — Джварисмама и Норашен.

На этом наш третий маршрут заканчивается.

Ближайшие поездки в Грузию ищите в нашем календаре путешествий.

Путеводитель по Тбилиси:

Маршрут 1: Самый-самый

Маршрут 2: Горбатый

Маршрут 3: Сололаки, тени старого города

Маршрут 4: Европейский

Маршрут 5: Другой берег

Не станем кривить душой, в основу нашей работы лёг англоязычный путеводитель, который мы перевели, дополнили и адаптировали для наших туристов. Кстати, мы организовываем путешествия по всей грузии. Ближайшие поездки ищите в нашем календаре.

Поделиться в социальных сетях:

oztrip9

Давай дружить.

Только важные новости и анонсы путешествий.
Это интересно.
Это познавательно.
Это ненавязчиво.